- Проведение контроля.
-
4.5.10 Проведение контроля.
4.5.10.1 Ультразвуковой контроль проводят в соответствии с операционной технологической картой контроля (Приложение Д).
4.5.10.2 Контроль сварных соединений осуществляют путем перемещения (сканирования) ПЭП (см. Рис. 16) по поверхности околошовной зоны сваренных элементов параллельно сварному шву с одновременным возвратно-поступательным движением в направлении, перпендикулярном ему. Перемещение ПЭП производят в зоне, ограниченной с одной стороны краем валика усиления, с другой - расстоянием Lmax. При этом, как правило, нижнюю часть шва контролируют прямым, а верхнюю - однократно отраженным лучом.
Рисунок 16
При контроле сварного шва с использованием пьезопреобразователя «хордового» типа проводят только продольное сканирование вдоль шва (поперечное сканирование не проводят).
4.5.10.3 Сканирование осуществляют с обеих сторон усиления шва при контроле стыковых кольцевых сварных соединений. Возможность сканирования с обеих сторон шва других соединений (угловых, нахлесточных) определяется их конструкцией и должна быть отражена в технологической инструкции и операционной технологической карте.
4.5.10.4 Величина продольного (вдоль шва) шага сканирования не должна превышать, как правило, 2 - 3 мм. Ее конкретное значение должно быть указано в операционной технологической карте. В процессе сканирования необходимо обеспечивать постоянный акустический контакт рабочей поверхности преобразователя с поверхностью контролируемого соединения.
4.5.10.5 Скорость сканирования не должна превышать 100 мм/сек.
4.5.10.6 Основные схемы контроля («прозвучивания») сварных соединений различных типов с применением совмещенных ПЭП приведены на Рис. 17 - Рис. 19.
Рисунок 17
Рисунок 18
Рисунок 19
4.5.10.7 Признаком обнаружения дефекта служит появление на поисковом уровне чувствительности эхо-сигнала на экране дефектоскопа в зоне развертки, соответствующей контролируемому участку шва.
Примечание. Об особенностях обнаружения дефектов в стыковых кольцевых сварных соединениях, выполненных на подкладных кольцах см. Приложение Е.
4.5.10.8 При появлении признаков обнаружения дефекта следует зафиксировать преобразователь в положении, при котором амплитуда наблюдаемого сигнала максимальна, и определить координаты отражающей поверхности. В случае если результат определения координат свидетельствует о том, что обнаруженный отражатель располагается в контролируемом шве (т.е. является дефектом), необходимо произвести измерение его (дефекта) характеристик.
4.5.10.9 При обнаружении дефекта производят измерение следующих его характеристик (схемы измерения характеристик приведены на Рис. 20):
• амплитуду сигнала от дефекта;
• наибольшую глубину залегания дефекта в сечении шва (в случае применения совмещенного ПЭП);
• условную протяженность дефекта вдоль шва;
• условное расстояние между дефектами;
• суммарную условную протяженность дефектов на оценочном участке.
Рисунок 20
4.5.10.10 Амплитуду эхо-сигнала от дефекта (Аизм) измеряют на браковочном уровне чувствительности как разницу показаний аттенюатора дефектоскопа при уменьшении амплитуды наблюдаемого сигнала до уровня, установленного при настройке браковочной чувствительности (см. п. 4.5.9.5).
Допускаются другие способы измерения амплитуды отраженного сигнала, определяемые конструктивными и эксплуатационными особенностями применяемого дефектоскопа. Операции по измерению амплитуды должны быть подробно описаны в операционной технологической карте.
4.5.10.11 Глубину залегания дефекта (Ymax) в мм определяют с помощью глубиномера дефектоскопа в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
4.5.10.12 Условную протяженность дефектов вдоль шва (∆L) в мм измеряют как расстояние между крайними положениями преобразователя, перемещаемого вдоль шва и ориентированного перпендикулярно к нему. При этом крайними положениями преобразователя считают те, при которых амплитуда эхо-сигнала от дефекта уменьшается до поискового уровня чувствительности.
4.5.10.13 Условное расстояние между дефектами (∆l) в мм измеряют на поисковом уровне чувствительности как расстояние между крайними положениями преобразователя, при которых была определена условная протяженность расположенных рядом дефектов.
4.5.10.14 Суммарную условную протяженность дефектов на оценочном участке (∑∆L) в мм определяют как сумму условных протяженностей дефектов, обнаруженных на этом участке.
4.5.11 Идентификация дефектов по результатам ультразвукового контроля.
4.5.11.1 Дефекты по результатам ультразвукового контроля относят к одному из следующих видов:
непротяженные (одиночные поры, компактные шлаковые включения);
протяженные (трещины, непровары, несплавления, удлиненные шлаковые включения и поры):
в корне шва - для которых Ymax ≥ 2/3S;
в сечении шва - для которых Ymax < 2/3S.
цепочки и скопления (цепочки и скопления пор и шлака).
4.5.11.2 К непротяженным относят дефекты, условная протяженность которых, в зависимости от толщины стенки контролируемого соединения, не превышает значений, указанных в Табл. 25.
Таблица 25
Толщина стенки контролируемого соединения, мм
Условная протяженность одиночного непротяженного дефекта, мм
2,0 < S ≤ 3,0
3
3,0 < S ≤ 4,0
4
4,0 < S ≤ 6,0
5
6,0 < S ≤ 9,0
7
9,0 < S ≤ 12,0
10
12,0 < S ≤ 15,0
12
S > 15,0
15
4.5.11.3 К протяженным относят дефекты, условная протяженность которых превышает значения, указанные в Табл. 25.
4.5.11.4 Цепочкой или скоплением считают три и более дефекта, если при перемещении преобразователя вдоль или поперек шва, огибающие последовательностей эхо-сигналов от этих дефектов на поисковом уровне чувствительности пересекаются (не разделяются). В остальных случаях дефекты считают одиночными.
4.5.12 Оценку допустимости выявленных дефектов осуществляют в соответствии с п. 3.2.11.
4.5.13 Результаты контроля фиксируют в Журнале НК (см. Приложение Ж) и оформляют в виде заключений установленной формы (см. п.п. 3.5.1, 3.5.2 и Приложение Н). К заключению должна быть приложена схема проконтролированного соединения с указанием на ней мест расположения выявленных дефектов и протяженности дефектных участков.
4.5.14 При составлении заключений каждый дефект следует описывать отдельно.
4.5.15 При сокращенном описании дефектов обозначают:
• буквами - допустимость дефекта по амплитудному признаку:
Ад - при Аизм ≤ Аэтал;
Ан - при Аизм > Аэтал;
• буквами - вид дефекта:
SH - непротяженный;
LS - протяженный в сечении шва;
LB - протяженный в корне шва;
СС - цепочки и скопления.
• цифрами - координату начала дефекта (в мм) относительно точки начала сканирования;
• цифрами - наибольшую глубину залегания дефекта Ymax (в мм);
• цифрами - условную протяженность ∆L (в мм). Условную протяженность дефектов типа SH не указывают.
Обозначения отделяют друг от друга дефисом.
4.5.16 Примеры сокращенного описания дефектов:
Пример 1. SH-Ад-170-3 - непротяженный дефект, отстоящий на 170 мм от точки начала сканирования, глубина залегания в шве - 3 мм, допустим.
Пример 2. СС-Ан-568-4-20 - цепочка дефектов, отстоящая на 568 мм от точки начала сканирования, глубина залегания в шве - 4 мм, условная протяженность - 25 мм, недопустим по амплитуде эхо-сигнала.
Пример 3. LS-Ад-1030-4-90 - протяженный дефект в сечении шва, отстоящий на 1030 мм от точки начала сканирования, глубина залегания в шве - 4 мм, условная протяженность - 90 мм, недопустим по условной протяженности.
Пример 4. LB-Ан-2100-6-140 - протяженный дефект в корне шва, отстоящий на 2100 мм от точки начала сканирования, глубина залегания в шве - 6 мм, условная протяженность - 140 мм, недопустим по амплитуде эхо сигнала и условной протяженности.
6.4.6.3 Проведение контроля. Прозвучивание сварного шва следует выполнять, равномерно сканируя его поверхность пьезопреобразователем.
Сканирование производить путем возвратно-поступательного перемещения ПЭП согласно схеме, приведенной на рис.15. Скорость сканирования должна быть не более 50 мм/с, шаг сканирования не должен превышать половины диаметра (ширины) пьезоэлемента.
Максимальное перемещение ПЭП от края отремонтированного участка Lmax определяется из выражения:
Lmax=2S´tga,
где a - угол ввода, S - толщина стенки элемента конструкции.
В процессе возвратно-поступательного перемещения ПЭП необходимо поворачивать в обе стороны от заданного направления движения на угол 10-15°.
Схема сканирования отремонтированного участка
Рисунок 15
6.4.6.4 При обнаружении дефекта следует выполнить операции согласно п.п. 6.3.7.10-6.3.7.12 настоящего РД.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.